Анализ рассказа шукшина срезал

Слово учителя о Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал». Краткое описание: Цели: показать своеобразие творчества писателя; познакомить учащихся с многогранной личностью Шукши¬на, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть ав¬торскую позицию; проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп» Василий Макарович Шукшин 1929 — 1974 г. Особенности героев Шукшина Цели: показать своеобразие творчества писателя; познакомить учащихся с многогранной личностью Шукши­на, закрепить умение давать сравнительную характеристику и видеть ав­торскую позицию; проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп» Оборудование: Портрет Слайды Презентация биографии Ход урока. Биография писателя, подготовленная учениками. Слово учителя о Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть фильмы, в которых он участвовал как актёр и режис­сер. Сегодня вам предстоит познакомиться с Шукшиным - писателем, мас­тером короткого рассказа. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но оставил богатое творческое наследие. Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером. Фильмы с его участием «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей. Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых. Словарная работа: «Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других, но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к зна­ниям, искусству и потому чуждый и непонятный обывателю. Мне бы только правду рассказать о жизни. Не было бы добрых людей. Жизнь давно бы остановилась. Искусство должно учить добру. Шукшин в способности чистого человеческого сердца к добру видел самое дорогое богатство. «Если мы чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке», - говорил. С этим жил, в это верил Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал». Философия, физика, филология, астрономия. Глеб Капустин проявил некоторые познания в области философии, когда ставил вопрос о том, что первично -дух или материя; не дождавшись ответа, он тут же перешел к другому вопросу: что такое невесомость; затем попросил кандидата филологических наук определить свое отношение к проблеме шаманизма в отдельных районах Севера и в заключение выразил предположение, что Луна — дело рук разумной цивилизации. Почему он не торопился с ответом? Константин Иванович, как человек воспитанный интеллигентный, пытался парировать, но, видя напор гостя, позвал на помощь жену. Многие вопросы Глеба звучали риторически: не дождавшись ответа, он сам отвечал на поставленный вопрос. Но у окружающих создалось мнение, что «кандидаты» не могут дать ответ, а следовательно, дать отпор Глебу. Преимущество явно было на его стороне. Это и называлось у мужиков «срезать», т. Глебу казалось, что люди, стоявшие выше его на социальной лестнице, его презирают, не уважают, и чтобы возвысить себя, он устраивал для односельчан такие «спектакли». На чьей стороне были мужики? Действительно, в поведении Глеба много нарочитой грубости, нетактичности. Это особенно заметно, когда он начинает поучать ученого, обвинять его в том, что не имело место. Мужикам даже становится неловко за поведение Глеба. Но Глеб их восхищал. «Хоть любви, положим, тут не. Нет, любви не. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, не любил еще». Почему ему так хотелось их «щелкнуть по носу»? Сам Глеб многого не смог добиться в жизни — он работал на пилораме. Человек достаточно начитанный, имеющий некоторые знания, он пытался компенсировать отсутствие образования тем, что «поучал» других людей, искал возможности их унизить. Сам Шукшин говорил об искусстве рассказа: «Вот рассказы, какими они должны быть: 1. Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот». Для Шукшина сюжет - это характер персонажа. «Будет одна и та же ситуация, но будут действовать два разных человека, будет два разных рассказа - один про одно, другой совсем-совсем про другое», - говорил. С одной стороны, увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх пред женой. А на чьей сто­роне ваши симпатии? Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабо­ченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жиз­ни. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходи­мого из-за причуд отца. Ну ладно - шубки, ладно. В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои. Не менее важна для писателя речь персонажей. Большую часть его рассказов занимает диалог. Прочитать диалог Андрея с Сергеем Куликовым, который «под хмельком» забрёл и к Сергею от нечего делать, заодно «микробов по­смотреть». Здесь автор показывает и невежество, и самоунижение, и душевную пустоту, и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение. Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выраже­ниями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди. Задание: найдите в тексте просторечные слова. В рассказе немало смешного. Как он относится к людям и жизни в целом? За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается лю­бовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утвержде­ние высоких норм нравственности, человеческого достоинства. Герои Шукшина — люди из народа. Он показывает их такими, какими они. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам. Прикрепленный файл Размер 20. Просто потому, что пишет он понятно, откровенно, без тайнописи. А сложнопотому, что чувства вызывает острые. И долго потом ещё болит душа. Как это донести до детей? Мне кажется, что автору урока это удалось.


СТОЛ ЗАКАЗОВ: